Отключение и удаление катализатора (перевод на Eвро-2)
В случае потери эффективности работы катализатора у Вас есть три варианта действий :
1. Заменить на оригинальный. Тут вопрос в цене. Оригинальные конвертеры могут стоить от 20 до 100 т.р.
2. Заменить на неоригинальный. В последнее время рынок наводнили дешевые конвертеры, как марочные, так и универсальные. Стоимость их от 5 до 10 т.р. Отличительная особенность таких конвертеров в том, что их, как правило, в лучшем случае хватает на три-четыре месяца эксплуатации. После чего повторяется эпопея описанная в последствиях «потери эффективности». Каталитические вещества очень дорогие и, следовательно, существует прямая зависимость - чем дешевле конвертер, тем меньше их используется.
3. Отключить катализатор в микропрограмме блока управления двигателем - так называемый "перевод на Евро-2". Блок управления двигателем при этом перестанет проверять конвертер на исправность, не будет зажигать лампу «проверь двигатель» и работать по аварийной подпрограмме.
Здесь хочется отметить, что данную процедуру следует доверять только опытному специалисту, поскольку неправильное отключение диагностики конвертера может принести неприятные последствия.
Вопреки еще одному распространенному заблуждению перевод на Евро-2 мощности двигателю не прибавит и расход топлива не убавит. Этого можно добиться только после программного тюнинга - комплексной перенастройки параметров микропрограммы по которой работает двигатель. Перевод на Евро-2 можно совместить с программным тюнингом, что, в общем-то, и делает большинство автовладельцев.
В случае, если есть механические дефекты катализатора действия те же, только к отключению можно добавить удаление остатков блока сот и установка вместо корпуса конвертера трубы, либо пламегасителя. В случае использования пламегасителя Вы избавитесь от неприятного бурчания выхлопных газов в пустоте.
Приезжайте на диагностику в "Центр диагностики и чип-тюнинга INJ-AUTO", где вы узнаете, есть ли у вас проблемы с катализатором и необходимо ли его физическое удаление.
Получить консультацию специалиста
Что такое катализатор?
Все чаще в автолюбительской среде появляются выражения типа «забился катализатор, хочу его выбить», «горит чек по катализатору», «планирую перевести на Е2». Что же это за устройство - «катализатор», для чего оно нужно, и какие неисправности могут быть связаны с ним?
Начнем с того, что правильное название устройства – каталитический конвертер. Внешне он представляет собой металлический тяжеленький бочонок типа «глушитель», расположенный сразу за выпускным коллектором. Близкое расположение к выпускному коллектору обусловлено тем, что для работы конвертера нужна высокая температура, которую обеспечивают горячие выхлопные газы. По этой же причине в современных автомобилях все чаще применяются каталитические конвертеры, встроенные непосредственно в выпускной коллектор.
Каталитическими конвертерами с завода комплектуются автомобили с заявленными нормами токсичности, соответствующими стандарту Евро-2 (далее - "Е2") и выше. В зависимости от автомобиля может применятся несколько каталитических конвертеров, расположенных друг за другом.
Для чего же нужен катализатор?
Ни для кого не секрет, что при работе двигателя внутреннего сгорания выделяется масса токсичных «вредных» газов. К наиболее «вредным» относятся CO, CH, NОx.
СО – бесцветный газ без запаха. В большой концентрации вызывает тяжелое отравление организма вплоть до смерти. CH – углеводороды. Очень много токсичных комбинаций. NOx – оксиды азота. Вступая в реакцию с водой образуют азотную и азотистую кислоты. Именно с этими газами связанно то, что стоя рядом с автомобилем без каталитического конвертера, мы испытываем резь в глазах и першение в горле.
Самая главная рабочая часть в конвертере – каталитические вещества, которые ускоряют или делают возможной реакцию, но при этом сами в реакцию не вступают.
В каталитических конвертерах используются Платина и палладий - это окислительные катализаторы. Они окисляют углеводороды СН (вода из выхлопной трубы – один из продуктов этой реакции) и СО до СО2. Родий - это восстановительный катализатор. Занимается восстановлением NOx до обычного азота, составляющего основную часть нашей атмосферы. Одним из продуктов реакции восстановления является кислород, который также участвует в окислении СО и СН.
Как конвертер устроен внутри?
Если мы снимем конвертер и заглянем вовнутрь, то увидим, что внутренности состоят из блока в виде огромного количества продольных ячеек. В поперечном сечении будет мелкая сеточка. На поверхности этих продольных ячеек и нанесены катализаторы. Такая конструкция обеспечивает наибольшую площадь соприкосновения выхлопных газов с катализаторами. Для изготовления блока сот используют либо металл, либо керамику.
Каким образом приходит в негодность каталитический конвертер?
- Прежде всего конвертер может «отравиться». Это происходит, когда катализаторы вступают в необратимую реакцию с другими веществами (например, входящими в состав этилированного бензина).
- Катализаторы может просто «сорвать» с поверхностей сот выхлопными газами. Это происходит в следствие некачественного изготовления.
- Механическое разрушение сот конвертера. В основном такое может произойти в конвертерах с керамическим блоком сот. Удар в конвертер снизу, попадание большого количества несгоревшего топлива, вызывающее перегрев и оплавление сот, разрушение из-за неравномерного теплового расширения корпуса и блока сот (например, после интенсивного разгона попадание в глубокую лужу).
Какие могут быть последствия?
В первых двух вышеописанных случаях (мы назовем их общим термином «потеря эффективности работы») Вы просто почувствуете, что усилился неприятный запах из выхлопной трубы, на щитке приборов загорится сигнализатор «проверь двигатель», автомобиль станет менее приемистым, увеличится расход топлива.
Механическое же разрушение сот наиболее опасно. Куски сот забивают выхлопную систему, автомобиль перестает развивать мощность, перегревается. Если выхлопная система забита сильно, двигатель может даже не запуститься. Керамическая крошка при обратном движении выхлопных газов попадает в цилиндры и повреждает рабочие поверхности, действуя как наждачная бумага.
Вывод о механической неисправности каталитического конвертера должен сделать профессиональный диагност! Не доверяйте «специалистам», говорящим что-то вроде: «Давай катализатор выбьем, может поможет». Эта в общем-то нехитрая процедура может и результата не принести и впоследствии больно ударить по вашему кошельку. Помните, что каталитический конвертер – это очень дорогостоящая запчасть!
Используя современное оборудование можно выявить механический дефект конвертера с вероятностью 99% процентов. Завершающим же этапом проверки является визуальный контроль, когда конвертер снимают и осматривают изнутри.